Дополнительная образовательная программа "Социально-психологическая адаптация первоклассников"
Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Происходят изменения во всех сферах его жизнедеятельности: меняется привычный уклад жизни, он оказывается в новых социальных условиях, в окружении незнакомых взрослых и сверстников, кроме того, изменяется ведущий вид деятельности. Масштабность происходящих в жизни первоклассника изменений обуславливает необходимость психолого-педагогической поддержки в этот период его школьной жизни, необходимость в создании благоприятных условий для успешного прохождения адаптации.
От адаптации первоклассников зависит их способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию.
Цель программы: содействие успешной адаптации учащихся 1-х классов к обучению в школе.
Задачи программы:
- создать условия для формирования положительного отношения к школе;
- стимулировать познавательную активность школьников;
- создать условия для освоения обучающимися норм школьной жизни;
- создать условия для принятия обучающимися требований учителя и ритма учебной деятельности, овладения правилами поведения на уроке и перемене;
- создать условия для формирования доброжелательной обстановки в классе, где каждый чувствует себя уверенно и не боится сделать ошибку;
- профилактика школьной дезадаптации.
Ожидаемые результаты программы:
По окончании реализации программы обучающиеся должны знать:
- правила поведения на уроке и перемене;
- факторы ЗОЖ (режим дня, правильное питание, дозированная нагрузка при работе с компьютером);
- о необходимости дружбы и взаимопомощи.
По окончании реализации программы обучающиеся должны уметь:
- подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя;
- применять знания о здоровом образе жизни, в повседневной деятельности;
- анализировать собственный жизненный опыт.
Дополнительная образовательная программа "Социально-психологическая адаптация пятиклассников"
Переход учащихся из начальной школы в основную является психологически трудным, так как характеризуется принципиальными изменениями условий обучения. Этот сложный адаптационный процесс протекает на фоне вступления учащихся в стадию перехода от младшего школьного возраста (7-10 лет) к раннему подростковому возрасту (10-11 лет).
В этот период, несмотря на усиление произвольности познавательной сферы деятельности (мышления, внимания, памяти), значительно снижается интерес учащихся к учебе в школе. Учебная деятельность, продолжая оставаться основной деятельностью школьников, теряет своё ведущее значение в психическом развитии учащихся. Её место в личностном развитии ребенка занимает потребность в общении со сверстниками. В связи с вышеизложенным целью программы является содействие успешной социально-психологической адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу.
Задачи программы:
- расширить представления обучающихся о видах и формах общения;
- создать условия для развития у обучающихся базовых коммуникативных умений;
- способствовать формированию навыков эффективной коммуникации способствовать и оптимизации межличностного взаимодействия, в таких ролевых связках как: ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – группа;
- способствовать позитивному самопринятию;
- способствовать развитию потребности к познанию собственного внутреннего мира и мира другого.
Ожидаемые результаты:
По окончании реализации программы обучающиеся должны иметь представления:
- о способах эффективной коммуникации;
- о ролевых ожиданиях партнеров в ролевых связках ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – группа;
- о способах повышения собственной самооценки.
По окончании реализации программы обучающиеся должны уметь:
- слушать и слышать мнение другого человека;
- применять основные навыки эффективного общения;
- сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных и коммуникативных задач;
- стремиться принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Дополнительная образовательная программа "Психологическая подготовка к итоговой аттестации"
Необходимость психологической подготовки к итоговой аттестации обусловлена следующими обстоятельствами:
- любой экзамен является стрессовой ситуацией;
- ЕГЭ (ОГЭ) как форма итоговой аттестации появился сравнительно недавно, и каждый год меняются требования к его проведению и к подготовке к нему;
- форма проведения экзамена для большинства выпускников является непривычной и пугающей.
Цель программы –снижение тревожности и способствование выработке каждым выпускником индивидуальной стратегии подготовки к итоговой аттестации и прохождения экзамена.
Задачи программы:
- сформировать у обучающихся представление о процедуре и формальных правилах прохождения ОГЭ/ЕГЭ и подготовки к ним;
- ознакомить с требованиями, правами, запретами и возможными санкциями при прохождении итоговой аттестации;
- создать условия для актуализации собственного потенциала обучающихся;
- создать условия для реализации учебного потенциала и отработки желаемого поведения на экзамене;
- способствовать формированию у обучающихся навыков саморегуляции.
Адресат программы: учащиеся 9-х и 11-го классов ГБОУ СОШ №506 с углубленным изучением иностранных языков Кировского района г.Санкт-Петербурга, наполняемость группы – целый класс.
Ожидаемые результаты:
По окончании реализации программы обучающиеся должны иметь представление:
- о рациональной организации деятельности в процессе подготовки к итоговой аттестации;
- о влиянии уровня психоэмоционального напряжения на продуктивность деятельности и работоспособность;
- о способах саморегуляции эмоционального состояния.
По окончании реализации программы обучающиеся должны уметь:
- разрабатывать индивидуальную стратегию подготовки к итоговой аттестации;
- использовать способы саморегуляции эмоционального состояния в ситуации психоэмоционального напряжения.